Рекомендации для родителей по лексической теме «Осень»

 

Прогулки с детьми осенью.

Итак, чем же можно заниматься с ребёнком осенью на прогулке?

У цветочной клумбы покажите детям цветы, скажите, как они называются, спросите, какого цвета листья, цветки. Помогите сделать самостоятельный вывод: у всех цветов листья зелёного цвета. В последующих наблюдениях давайте задания: «Отыщи на клумбе синие цветы, а теперь жёлтые, белые». Дети с интересом рассматривают и называют части растения: цветок – стебель – листья.

Обратите внимание на деревья и кустарники. Назовите части растений: ствол, крона, ветки, листья, корни. Рассмотрите вместе с детьми листья разных деревьев. Осенью они очень красивы. У листьев различная форма, цвет, размер. Можно собрать букеты из осенних листьев: маленькие, большие, средние (по размеру); красные, желтые, зеленые (по цвету).

Листья с деревьев кружатся, опускаются на землю и шуршат под ногами. Почему медленно падают? Лёгкие. Можно провести эксперимент совместно с ребенком: положить лист на ладонь и подуть на него. А как весело бегать по опавшим листьям, загребая ногами, прислушиваться к шуршанию листьев, подбрасывать их вверх.

Поиграли, а теперь можно и серьёзным делом заняться: подумать, чем отличается куст от дерева. У куста ветки и листья – вот они, совсем рядом, можно потрогать, а у дерева высокий ствол, ветки и листья видны – а не достать. Стволы деревьев бывают толстые и тонкие. Толстое дерево можно обхватить, взявшись за руки вдвоём или втроём. А тонкий ствол обхватит и один человек. В парке детям нравится собирать жёлуди. Из них дома можно сделать разные поделки.

В тёплый ласковый осенний денёк обратите внимание детей на лёгкие белые облачка, яркую синеву неба, ласковое солнышко.

Но осень бывает и хмурой, дождливой, холодной. Тогда небо серое, солнышка не видно и тучи огромные, чёрные. Птицы спрятались, редкие прохожие идут под зонтами, спешат. И дети одеты в плащи, куртки, на ногах резиновые сапоги. Для чего сапоги, зонты – малыши могут рассказать сами. А у птиц нет сапог, зонтов. Вот и спрятались они от дождя.

Можно послушать, как завывает ветер, и подражать ему: «Ввв! Ууу!» Это хорошее упражнение для артикуляционного аппарата.

Игры с песком – самые любимые игры детей. Сначала малыши сыплют песок мимо формочки, забывают похлопать им сверху, утрамбовывая песок, а перевернув формочку, не стучат по донышку, чтобы куличик получился.

Не получив желаемого результата, малыши разочаровываются, забрасывают формочки, начинают действовать по собственному разумению: посыпают песком головы сверстников, разрушают их постройки. Поэтому необходимо научить детей правильно пользоваться совком и формочками, показать им, что сухой песок сыплется, а из влажного песка можно сооружать домики – холмики.

Игры в песочнице развивают простейшие конструктивные навыки детей, активизируют их познавательную деятельность, способствуют развитию фантазии, творческого начала, учат жить в коллективе.

Обычно на прогулке малыши много двигаются по собственной инициативе. Но сами движения весьма ограничены. Это в основном бег, ходьба, хождение по лесенке на горку.

Как можно чаще побуждайте ребенка упражняться в разнообразных видах движения. Для этого не нужен особый инвентарь. Это могут быть мячи, скакалки. На асфальте или песке можно нарисовать круги разной величины, для перешагивания натянуть скакалку на высоте 15 – 20 см.

Дети стремятся осваивать пространство вокруг себя, любят переходить с одной площадки на другую. Не препятствуйте им в этом. Пусть малыш приобретает опыт установления контактов со сверстниками.

Нежелательно, чтобы малыш длительное время занимался одним и тем же: долго качался на качелях или катался с горки. Такие однообразные движения одних утомляют, других перевозбуждают. Дети чувствуют дискомфорт, а сами ещё малы, чтобы остановиться, переключиться на другой вид деятельности. Здесь обязательно нужна помощь взрослого. Побегали, покатались, теперь можно перейти к песочнице, т. е. поиграть спокойно.

Ближе к концу прогулки кто – нибудь из взрослых может организовать для небольшой компании детей общую игру. В подвижных играх можно решать одновременно несколько педагогических задач: удовлетворение потребности в разнообразных движениях, ориентировка в окружающем и, конечно же, всплеск положительных эмоций.

На прогулке продолжайте учить детей культуре поведения. Вышли на улицу, скажите: «Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!» Дети учатся здороваться с соседями, со всеми на детской площадке: «Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!».

Очень хочется вашему карапузу поиграть с чужой машинкой, но просить её он должен сам (а не заставлять вас!). Причём просить правильно, не забывая волшебные слова: пожалуйста, спасибо. Пусть и сам не жадничает, отдаёт свои игрушки приятелям. Здесь нужно правильно разобраться в ситуации. Если мальчуган увлечённо катит по бортику песочницы машинку, естественно, он сейчас не отдаст её никому. А вот игрушки, уже оставленные в сторону, - это другое дело. Заупрямился ребёнок – спокойно объясните, что можно отдать игрушку на время, в конце концов, поменяться на другую. Дети приобретают опыт общения в коллективе сверстников.

Приучайте детей называть знакомых взрослых на «вы». Если малышу нужно спросить что-то у бабушки, а она разговаривает с кем-то, то он должен учиться сдерживать собственные желания, дождаться, когда она закончит разговор, а не возмущаться, не дёргать бабушку за руку. Обращаясь к взрослым, говорить нужно не спеша, не кричать, не толкать возбуждённо стоящего рядом.

Заканчивается прогулка. Одни дети спокойно собираются домой, другие капризничают, отказываются прекращать игру. Можно пойти на встречу, дать детям ещё несколько минут, чтобы они смоги доиграть, а затем предложите малышу собрать свои игрушки.

Часто младшие дошкольники начинают протестовать: «Не буду! Ты сама собирай! Я устал!» Не возмущайтесь. Просто малыш проверяет вас очередной раз.

Как быть? Спокойно возразите: «Это твои вещи, ты хозяин! Можешь не собирать, только знай, что ты их больше не увидишь. Обидятся, они на тебя, что ты их здесь бросил, найдут себе другого хозяина!» Конечно же, спустя некоторое время вы станете помогать ему (ведь он действительно устал), но только потом, выдержав паузу, а не вначале! Приучайте ребёнка к самостоятельности, делайте это систематически без поблажек, вырабатывайте стойкий навык, не упускайте момент!